Coach Тренер, стимулятор? Сможет ли – стать «коучем», личным тренером, тренером личносного роста и – «стимулятором» такого роста человек, который не имеет «специализированного», профильного образования? Человек, который имеет образование, «теоретическую подготовку» - гуманитарную, гуманитарное образование – философское? Человек, который прочел сотни книг по психологии («традиционная», описательная психология (Бехтерев, Леонтьев, Рубинштейн, Выготский), фрейдизм и его ответвления, бихевиоризм, гештальт-психология, палеопсихология и т.д.), но – не системно, не «профессионально», как и литературу – в смежных областях (социология, социальная психология, социальная философия и антропология)? Тот, кто ознакомился с ПРАКТИКОЙ коучинга только теоретически? Прочтя несколько книг, пособий… Но – в тех же книгах теоретики коучинга утверждают, что для успешного практики коучинга нужна сама практика – опыт, который только и может дать ценные профессиональные навыки, нужны – терпение и умение слушать, нужны определенные аналитические способности, - способность не только вслушиваться в сказанное клиентом, слышать О ЕГО проблемах, но и понимать – сущность проблематики, сущность – предъявленных к самому себе претензий, сущность поставленных целей и – инструментов их достижения, нужно умение – терпеливо и прозорливо, не только предвидеть пути их достижения, но и – «подводить» своего партнера, «вести». Ну, а это уже – та «практика», которой занимался, которую «практиковал» небезызвестный СОКРАТ, древнегреческий философ, представитель «средней классики» древнегреческой философии, «родоначальник» совершенно нового подхода к философствованию, понимания философии – дискурсивного, диалектического (А.Лосев), который ввел в практику философствования свой метод, принцип, подход – «наведения», подведения к определенной мысли, к пониманию. Т.е. – необходимо, прежде всего, умение задавать вопросы, необходимы аналитические способности, умение понимать. Значит, человек без профильной подготовки может заниматься коучингом. Правда – по этому поводу есть и противоположное мнение: мнение людей, которые занимаются подготовкой психологов определенной теоретической «школы» (точнее – направления, психологической практики), основной целью которой декларируется – обучение манипулятивным приемам, приемам, навыкам принуждения без насилия к определенным действиям, т.е. – навыкам психологического принуждения, насилия. А это уже претит. Но – сама НЕОБХОДИМОСТЬ применения такой практики указывает на наличие еще одного аспекта коучинга – на необходимость умения ПОБУЖДАТЬ – к действию, к достижению поставленных целей, на необходимость определенного ментального принуждения. Просто манипуляцией проще и легче достигнуть такого внушающего побуждения – когда нет желания преодолевать свое равнодушие к клиенту. Просто – людям дают «бумажку», «корочку», которыми они могут убеждать клиентов, и – на выдаче которых можно заработать. Ни одни курсы, ни один преподаватель не сможет дать больше, чем написано в книгах – книгах авторитетных коучей, авторитетов в своем деле; но, зато, новичку такое преподавание дает нечто важное – «навыки», навыки преподнесения самого себя, навыки внушения и принуждения, навыки принуждения и – уверенность в наличии таких навыков. Тот, кто не прошел такого обучения – может, даже обладая такими «навыками» - «неуверенно» их применять. Потому-то новичкам в практике коучинга, как и в любом другом деле, не очень доверяют; не очень-то доверяют вообще – незнакомцам, но – когда речь идет о «профессионале», о «работе», всегда можно – и нужно, проверять «порт-фолио», благодаря которому всегда можно получить некую «гарантию» - можно убедиться в том, насколько потенциал партнера соответствует твоим запросам и потребностям. Новичок не может дать такой гарантии, он – сам в себе сомневается, сомневается в своих возможностях. Значит, он должен искать другие способы привлечения клиентов. ОН ДОЛЖЕН ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ – ЕСЛИ НЕ СВОИМ ОПЫТОМ, «ИМЕНЕМ», ТО – «ЛЬГОТНЫМИ» УСЛОВИЯМИ. Например: первый клиент, партнер, который обратиться, первые два, первые три – пройдут «курс» сессий коучинга – бесплатно, но при определенном условии – на том условии, что тренер сможет впоследствии сослаться на полученный опыт – в общих чертах. * * * Забыл отметить несколько моментов: 1. речь идет о персональном, личностном коучинге, о тренинге личностного развития (никак не о бизнес-коучинге или – корпоративном). 2. не дал краткое определение самого коучинга (а «тема» новая для нашего общества). Коучинг это – и искусство и технология: определения проблемы, реальной проблемы, с которой столкнулся клиент, которая его беспокоит, определение реальной, самой актуальной проблемы, достойной внимания. Это – умение нахождения оптимальных способов, оптимального «пути», метода разрешения этой проблемы. Это – постоянная поддержка, стимуляция, сопровождение, контроль – в прохождении этого «пути». В определенном смысле – менторство. Коуч оказывается тем давним, древним ментором, наставником, который не просто поучал, наставлял, но и – помогал в процессе самосовершенствования. Коуч – функция и фактор процесса самосовершенствования. Катализатор и – «указка» в руках преподавателя. В последнее время в современной психологии получили признание и популярность такие учения, направления, как логотерапия Франкла и концепция «групповой терапии» Д.Витакер; смысл этих концепций в том, что существенное значение для моделирования психики человека, даже – пребывающего в «пороговом» состоянии, в состоянии невроза и психоза, имеет диалог, общение, - диалог с терапевтом или – такими же, как и сам, непрофессионалами. Этот подход успешно применяется и в практике «анонимных алкоголиков» - простое общение может ВЫРВАТЬ человека из глубочайшей жизненной пропасти, вытащить из психологической «ямы». И – только посредством формирования новых смыслов, нового ценностного «корпуса», набора. Но при этом – нормальные, здоровые люди часто сами себя «загоняют» в ментальные ловушки, сами ставят на себя ментальные «капканы», ограничения, которые не только не имеют ничего общего с моральностью, но – часто толкают на аморальные, криминальные поступки. Идея коучинга как раз и состоит в том, что один человек предлагает себя другому человеку – в качестве проводника через эти ловушки (и совсем не Сусанина) – за большие деньги; идея коучинга в том, что эта когнитивная технология – «прибор», гаджет для богатых, призванный именно УЛУЧШИТЬ их жизнь, помочь оторваться от трясины обыденности, от ее ментальных гнойников.
|
|